07.04.2021
На весенних каникулах учащиеся Центра образовательной робототехники МАОУ «Лицей № 142 г. Челябинска» побывали на предприятии ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины». Школьники представили заводчанам свой усовершенствованный проект, который они разрабатывают по заданию от предприятия в рамках программы «Инженерные кадры России» (ИКаР) при содействии Регионального центра технического творчества.
Уже второй год команда лицея работает над созданием модели мобильного робота, выполняющего вспомогательные услуги на сборке дорожных машин.
Ребята приехали на презентацию вместе с руководителем проекта Сергеем Безкоровайным и директором лицея № 142 Александром Белоусовым.
Во встрече с командой робототехников лицея приняли участие директор по персоналу ЗАО «ЧСДМ» Наталья Анисимова, руководитель управления персоналом Ольга Коновалова, заместитель главного конструктора Денис Туров, операционный директор предприятия Андрей Гладских, руководитель аппарата Челябинского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России» Оксана Знаменская, а также представители ГБУ ДО «ДЮТТ».
«Мы очень тесно взаимодействуем с ЗАО «ЧСДМ». Ранее наша команда уже посещала завод и общалась с главным конструктором предприятия, который рассказал нам о существующей проблеме — что сборщику машины приходится самому переносить необходимые детали на сборочную станцию. Мы придумали собственное инженерное решение — разработали и собрали робота, который способен самостоятельно формировать контейнеры с деталями и перевозить их в зону сборки», — рассказывает Максим Борисов, участник команды «ИКаР», ученик Лицея № 142 г. Челябинска.
Каркас робота выполнен из прочного алюминиевого швеллера. На роботе установлен манипулятор, позволяющий захватывать детали и перевозить их на сборочную станцию завода. Мозгом робота является микроконтроллер NI myRIO. Сначала робот считывает штрих-код, получает информацию, какие детали нужны для сборки и на какую рабочую станцию ему нужно их доставить, затем едет на склад, берёт детали и отвозит их на станцию.
Проект постоянно совершенствуется — на завод учащиеся привезли уже не одного, а двух роботов. Новый робот на гусеничном ходу был разработан в помощь первому.
Данный робот играет роль подвижного контейнера. Его основная цель — транспортировка груза, он будет загружаться первым роботом на складе и отвозить детали в необходимое место.
Новизна проекта школьников — в его программном обеспечении, благодаря которому робот способен различать детали.
Сергей Безкоровайный, учитель лицея, руководитель кружка «ИКаР» прокомментировал работу кружковцев:
«В работе над проектом школьники получают бесценный опыт в области робототехники на уровне студентов колледжа и техникумов. Например, за прошедший год они изучили новый алгоритм управления роботом и научились управлять им в супервизорном режиме.
В течение года ребята научились использовать нейронную сеть для распознавания цифр, изображённых на «заготовках», разработали 3D-модели манипулятора робота и распечатали их. Гусеничный робот был полностью смоделирован и распечатан на 3D-принтере, сейчас ведётся работа по установке электроники и программированию этого робота».
Школьники не только продемонстрировали свой проект и видеопрезентацию работы команды, но и получили новое техническое задание от отдела главного конструктора завода для своей команды — наряду с работой над моделью мобильного робота принять участие в разработке отдельных узлов машин для нужд предприятия.
Директор лицея Александр Белоусов отметил, что их команда готова к такому уровню работы с заводом, это значительно приблизит проектную деятельностью школьников к запросам реального производства, будет интересна ребятам, укрепит связь школы и предприятия в профориентации учащихся на специальности, востребованные на заводе, в частности, программистов промышленного сектора.
Помимо этого, в рамках встречи было подписано соглашение между ЗАО «ЧСДМ» и лицеем № 142 о дальнейшей совместной работе по программе «Инженерные кадры России».
«До разработки проекта «Инженерные кадры России» в нашей стране ничего подобного не было — не было той системы, которая могла бы профориентировать школьников на профессии предприятия родного региона. Этот проект открывает большие перспективы — всё больше школьников проявляют интерес к техническим специальностям, благодаря тому, что получают реальный опыт по разработке проектов по заданию от предприятия, тесно взаимодействуя со специалистами промышленного сектора и получая бесценный учебно-образовательный опыт. Но самое главное — «ИКаР» даёт возможность школьникам почувствовать себя настоящими инженерами-разработчиками», — комментирует Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества Челябинской области.
В завершение школьники посетили с экскурсией сборочный цех завода — в этом году среди участников команды появились новенькие ребята помладше, которые впервые познакомились с ЗАО «ЧСДМ». Новые участники помогают генерировать новые идеи — например, дизайн роботов.
Участники команды отмечают, что рады прошедшей встрече и опыту, который они получили на предприятии во время презентации своего проекта. В данный момент ребята дорабатывают свой проект мобильных роботов для участия в региональном этапе робототехнических соревнований «ИКаР».
Справка
«ИКаР» — линейка российских соревнований, направленных на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий у обучающихся.
Серия соревновательных и образовательных мероприятий «ИКаР» (Инженерные кадры России) разработана Ассоциацией работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе (РАОР) и Учебно-методическим центром инновационного образования РАОР с целью вовлечения детей в научно-техническое творчество, освоения инженерно-технических компетенций, развития системы взаимодействия между организациями, использующими конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе, подготовки команд и педагогических кадров к участию в общероссийских соревнованиях в рамках Всероссийского молодёжного робототехнического фестиваля «РобоФест».
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ