+7 (900) 029-50-10 ДЮТТ
+7 (904) 808-60-10 Кванториум Челябинск
+7 (3519) 33-07-37 Кванториум Магнитогорск
+7 (351) 369-08-13 Кванториум Златоуст
+7 (35163) 2-45-85 Кванториум Троицк
+7 (351) 394-33-03 Кванториум Копейск
+7 (35160) 2-25-76 Кванториум Пласт
+7 (35134) 4-22-81 IT-Куб Южноуральск
+7 951 806 3486 IT-Куб Сатка
+7 (3519) 33-08-08 IT-Куб Магнитогорск
+7 951-787-67-82 IT-Куб Кыштым
+7 (35146) 92 716 IT-Куб Снежинск
+7 9000 670 186 IT-Куб Миасс
+7 (351) 218-11-16 IT-Куб Челябинск
+7 (919) 111-20-76 IT-Куб Трехгорный

Объединяя мир: дети и роботы учатся решать глобальные задачи

Челябинск стал местом проведения финала ХХ Российской робототехнической олимпиады. Участие в одном из крупнейших соревнований юных техников приняли более 350 команд.

О масштабах мероприятия говорят цифры: более 900 гостей и участников из 42 регионов России, Белоруссии и Ирана собрались в ледовом дворце «Уральская молния», чтобы продемонстрировать свои инженерные таланты, поделиться знаниями и опытом, научиться командной работе, а также обзавестись полезными знакомствами.

На протяжении трех дней участников, болельщиков и гостей олимпиады ожидали захватывающие соревнования и насыщенная развлекательная программа.

Тема соревновательного сезона каждый раз новая. Так, в 2023 году он проходил под заголовком «Объединяя мир». Робототехники мысленно погрузились в подводные глубины. Игровые поля были выполнены в морской стилистике, а задания связаны с миссиями надводных и подводных кораблей: сохранением водоемов, восстановлением подводных экосистем, защитой морских обитателей и коралловых рифов, внедрением в акваториях новых технических решений, солнечных ферм и даже подводных центров, а также строительством морских каналов и грузоперевозкой через океан.

Первый день соревнований носил торжественный и ознакомительный характер, служил отправной точкой грандиозного события. На церемонии открытия Олимпиады с приветственным словом выступил Алексей Текслер – губернатор Челябинской области и Анна Огарко – председатель федерации спортивной и образовательной робототехники.

«Нам доверили провести национальный этап, это самое главное соревнование по робототехнике в стране. Федерация робототехники очень рада, поскольку в Челябинске хорошие условия, много места, мы можем это обеспечить. Мы целенаправленно развиваем техническое направление. У нас в Челябинской области на сегодняшний день около 8000 ребят занимаются робототехникой. Мы развиваем инфраструктуру для подобного вида творчества: строим «Кванториумы», «IT-кубы», есть специализированное учреждение – Центр технического творчества, где мы активно практикуем это направление, – отмечает Алексей Текслер, губернатор Челябинской области. – В целом атмосфера мероприятия, я бы сказал, активно творческая, чувствуется волнение. Участники заточены на результат, победу, и это здорово, ведь они наше будущее. То, что они сегодня делают, дальше будет использоваться для развития страны. Мы сейчас говорим про технологический суверенитет, про необходимость развивать собственные компетенции и технологии. И я уверен, что эти ребята с этой задачей точно справятся».

Пока олимпийцы знакомились с площадкой и правилами соревнований, занимались отладкой и настройкой роботов, спикеры круглого стола – представители власти, а также промышленности и сферы образования, активно обсуждали актуальные вопросы ранней профориентации детей, цифровизации образования, удержания кадров на предприятиях.

На арене дворца разместилась экспозиция «Эволюция роботов: от игрушек до промышленных компаньонов», на которой были представлены актуальные разработки в области робототехники и технологий искусственного интеллекта, используемые в образовании, медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях. На выставке школьники, студенты и предприятия Челябинской области представили свои уникальные и интересные проекты. Так, например, можно было поиграть с робо-собакой, пообщаться с роботом Женей, помощником уполномоченного по правам ребенка Челябинской области, погрузиться в мир дополненной реальности, а также получить небольшой подарок – свисток, сделанный на 3D принтере.

Второй и третий дни олимпиады оказались самыми волнительными – команды непрерывно боролись за места на пьедестале. 

Соревнования проводились по следующим категориям:

  • младшая (Основная и Творческая) – 8-12 лет;
  • средняя (Основная и Творческая) – 11-15 лет;
  • старшая (Основная и Творческая) – 14-19 лет;
  • базовая (Основная) – 9-11 лет;
  • спортивная (Парный теннис) – 12-19 лет;
  • спортивная (Вышибалы) – 8-11 лет;
  • будущие инженеры – 14-19 лет;
  • категория WeDo (Основная и Творческая) – 6-9 лет.

Участники Творческой категории представили вниманию экспертов много интересных и инновационных проектов и наглядно показали, как можно помочь судоходству и инфраструктуре цифровых технологий стать более безопасными, устойчивыми и эффективными.

Яна Тюрина и Максим Родин из Нижнего Тагила занимаются робототехникой более четырех лет. Идея создать робота пришла случайно:

«Наш друг занимается в спортивном клубе «Спартак», находящийся в нашем городе, и он не раз нам говорил, что устал чистить корпус своего парусника. И поэтому нам пришла в голову идея – создать робота, предназначенного для мытья корпуса кораблей. Он ездит по вертикальной металлической поверхности, то есть по корпусу корабля, и отчищает от разных водорослей, ракообразных и биомусора. Прикрепляется робот к поверхности с помощью невидимых магнитов и с легкостью передвигается по ней, даже под углом 20 градусов».

Пока ребята Творческой категории продолжали защищать свои проекты и знакомиться с работами других команд, у выступающих в Основной категории проходил «День челленджа». Юным спортсменам предстояло выполнить новое задание. Школьникам было дано 3 часа 45 минут, чтобы переделать своего робота под новые задачи и выполнить их.

Ребятам, принимающим участие в состязаниях на полях, было тоже нелегко. Для них судьи приготовили дополнительные задания, о которых нельзя сообщать ни тренерам, ни родителям. Пользоваться смартфонами также запрещается. Каждая команда должна была самостоятельно написать программу для его выполнения.

Также в спортивном направлении роботы соревновались в играх «Теннис» и «Вышибалы».

Взрослые тоже не остались в стороне: наставники юных техников состязались в категории «Эксперт 18+».

Пока на главной площадке шла борьба за лидерство, тренеры команд на круглом столе обсуждали проблемы и перспективы образовательной робототехники: как реализовать творческий потенциал детей и тренеров, воспитать инженерное мышления и поддержать интерес к занятиям робототехникой у подростков, донести до мальчишек и девчонок важность проведения робототехнических соревнований и их роль в решении задач, стоящих перед регионами и страной, в том числе, касающихся обеспечения технологического суверенитета России.

В продолжение дискуссии наставники отправились на экскурсию в трубоэлектросварочный цех «Высота 239» ЧТПЗ.

Разрядить напряжение интеллектуальной борьбы помогал отряд аниматоров. В гости к самым юным робототехникам заходили Чебурашка, Фиксики и Трансформеры, которые вместе с ними танцевали, пели и и позировали перед фото- и видеокамерами. Зафиксировать себя в счастливом моменте каждый мог в фотобудке возле главной сцены.

Челябинская область  принимает участие в Российской робототехнической олимпиаде с 2006 года и стабильно демонстрирует высокие результаты во Всемирной робототехнической олимпиаде.

«Ребята из Челябинской области одними из первых начали участвовать в этой олимпиаде  и уже в 2008 году принесли России на международных соревнованиях призовые места. И с тех пор участие челябинских команд всегда результативно. Поэтому XX, юбилейная, олимпиада проходит в Челябинске. Когда олимпиада была мировой, то есть когда Российская роботехническая олимпиада была отборным этапом на мировую олимпиаду, главным призом для ребят являлась поездка на мировой этап. И мы объехали практически весь мир, – комментирует Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества. – Сегодня, когда поездки ограничены, наверное, главный результат остался прежним: когда юный техник, будущий инженер, поднимается со своим роботом на пьедестал, то вместе с минутой славой он получает внимание и вузов, и предприятий - будущих работодателей. Фактически ребята на этой олимпиаде закладывают фундамент своего успешного будущего».

В этом году Челябинскую область представляли 40 команд (75 детей и 25 тренеров) из Копейского, Магнитогорского, Миасского, Снежинского и Челябинского городских округов, Саткинского муниципального района. По итогам Олимпиады у региона 5 призовых мест, 5 первых, 3 вторых и 6 третьих мест.

На церемонии закрытия соревнований с приветственными словами к участникам обратились первый заместитель Губернатора Челябинской области Ирина Гехт, депутат Государственной Думы Анна Скрозникова, председатель Федерации спортивной и образовательной робототехники Анна Огарко, главный судья Федерации спортивной и образовательной робототехники Дмитрий Савинков и руководитель Регионального центра технического творчества Владислав Халамов.

Победители и призеры Олимпиады награждены дипломами, медалями и памятными сувенирами. Финал РРО-2024 пройдет в Оренбурге.

Больше фотографий с мероприятия смотрите в нашем фотоальбоме.


Справка

Российская Робототехническая Олимпиада – это одно из ключевых соревнований по спортивной и проектной робототехнике для обучающихся в возрасте 6–19 лет. Состязание проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений.

Написать сообщение

Оцените от 1 до 5

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Остались вопросы по качеству обучения?

Вы можете задать их любым удобным для вас способом:

Приемная директора

Обратиться

Позвонив по телефону +7 9000 295 020

Отправить на e-mail pismadir@robo74.ru

Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией

Оценить качество

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?