10.02.2020
23 января Министерство просвещения Российской Федерации утвердило методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс новой модели преподавания — наставничества. Что это – модный тренд или стабильная профессия? Разбираемся в вопросе!
Целевая модель наставничества разработана в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Документ содержит термины, определения, функционал и зоны ответственности всех участников процесса — наставника, наставляемого, куратора, тьютора и даже благодарного выпускника…
Наставничество, как утверждается в документе, — это «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве». Наставниками могут стать как ученики и выпускники образовательного учреждения, так и родители, педагоги, сотрудники предприятий и иных некоммерческих организаций. Ограничение касается только родителей, которые не могут выступать наставниками для собственных детей.
Форм наставничества предполагается пять: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент». В каждой взаимодействие участников проходит по-разному. В модели «ученик – ученик» — в виде внеурочной деятельности, как в лучших традициях «советской школы». Обучение можно будет интегрировать в «классные часы» или проводить в виде подготовки к школьным мероприятиям, конкурсам, олимпиадам, проектной деятельности или волонтерства.
Наставничество «учитель – учитель» предполагает передачу опыта более опытным педагогом молодому специалисту или просто новому сотруднику (при смене места работы) с целью поддержки и создания комфортной профессиональной среды. Вариантов много. Это может быть психоэмоциональная поддержка в ситуациях, когда педагог не находит общий язык с учениками или испытывает стресс во время уроков. Или, методическая помощь с поиском пособий, составлением рабочих программ, тематических планов и т. д.
Что касается остальных моделей, то здесь предполагается больше не обучение, а профессиональное самоопределение наставляемого. Например, в наставничестве «студент – ученик» школьник должен получить представление о следующей ступени образования, расширить свои «метакомпетенции», чтобы осознанно подойти к выбору будущей личностной, образовательной и профессиональной траектории развития. Взаимодействие проходит как в рамках внеурочной деятельности, так и в виде экскурсий в ВУЗы, присутствия на занятиях и других совместных выездных мероприятий.
В двух последних формах наставничества «работодатель – ученик» и «работодатель – студент» происходит прикладное знакомство школьников и студентов с профессией, повышение осознанности в вопросах ее выбора, помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными задачами внутри профессии. В качестве наставника может выступать как сотрудник предприятия или организации, так и просто взрослый человек, имеющий богатый личный или профессиональный опыт.
Более подробно с формами наставничества вы можете познакомиться в документе.
Разработчики документа уверены, что после внедрения программы в учебные заведения улучшится психоэмоциональный фон внутри образовательных организаций, повысится успеваемость, уровень мотивированности и осознанности школьников и студентов в вопросах образования, саморазвития, самореализации, профориентации и уровень включенности молодых специалистов в культурную жизнь школ и ВУЗов. Вырастет число образовательных и стартап-проектов, количество выпускников, планирующих трудоустройство на региональные предприятия, улучшится экономический и кадровый потенциал региона. Будет создано устойчивое партнерство представителей предприятий, предпринимателей и образовательных организаций, занимающихся поддержкой талантливой молодежи.
Что ж, похоже, наставничество наконец-то обрело под собой законодательную базу. И в скором времени мы надеемся увидеть первые результаты внедрения новой программы.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ