13.11.2018
В Челябинске состоялась XVI выставка-конкурс стендового моделизма. Выставка, удивившая масштабом экспозиции, представленными моделями, количеством участников и зрителей. Рядом с маститыми моделистами свои планеры, каравеллы, «бэтээры», спортивные автомобили и модели в стиле «фэнтези» демонстрировали обычные школьники. Иногда возникало ощущение, что аудитория по ту и другую сторону стенда общается на одном языке.
Соревнования проходили в трех категориях: дети до 12 лет, от 12 до 16 лет, старше 16 лет. Более 120 участников из Троицка, Челябинска, Екатеринбурга, Магнитогорска, Миасса, Копейска, Кургана, Кусы, Аши, Каменск-Уральского приехали, чтобы показать модели, сразиться в искусстве наиболее полного, точного и детального копирования. К примеру, в умении воспроизвести мельчайшие детали и оттенки краски, повторить внутреннее устройство и природу надписей, передать характерные загрязнения и повреждения.
Рассказывает Василий Юрьевич Гребенюк, председатель историко-технического клуба «Танкоград»:
«Стендовый моделизм разнообразен. На выставке представлены парусные корабли, немецкая техника, танки, автомобили, радиоуправляемые самолёты в процессе сборки, раскрашенные фигурки солдатиков в масштабе 1:75 и 1: 32, «фантастика» и диорамы. Каждый год новые модели и новые люди. Есть, конечно, постоянные участники. Но особенность конкурса в том, что заявиться можно только с впервые изготовленными моделями. Вне конкурса (вторым номером) разрешается принести экспонаты, выставлявшиеся ранее – они оцениваться не будут».
Обидно, если учесть, что на изготовление одной модели у мастера уходит больше полугода. Сразу оговоримся, если модель сделана «с нуля». Как оказалось, на выставке представлены разные типы экспонатов – взятые из готового набора, полностью выполненные из подручных материалов и взятые из набора, но глубоко доработанные. Например, знаменитый танк Т-34 в различных вариациях или бронетехника военных лет (а именно Первой и Второй мировым войнам были посвящены экспозиции большинства стендов).
Одни моделисты берут готовые модели из набора, ошкуривают, склеивают и красят, тратя на всю работу примерно часа три. Другие, как Александр Рогозин из военно-технического клуба «Держава» (г. Миасс) изготавливают экспонаты целый год.
«Как правило, чтобы сделать готовую модель похожей на оригинал, её надо доработать, – рассказывает наш собеседник. – Многие фирмы выпускают наборы с досадными ошибками, с историческими неточностями, упущениями и упрощениями. Нужно изучить вопрос, поковыряться в литературе, посмотреть на исторические фотографии. Практически все, кто начинает заниматься стендовым моделизмом, постепенно открывают для себя историю, изучая исторические события с участием моделей. Я, например, вообще раньше ничего не знал про Первую мировую – разобрался лишь тогда, когда стал мастерить английские танки и броневики».
Для большинства взрослых участников выставки моделизм – не просто сборка моделей. Это, в первую очередь, история, техническая и военная. В ней моделисты черпают вдохновение. Здесь располагается их «муза», которая заставляет сутками сидеть над одним экспонатом, порой, являя (по признанию одного из участников) нужное решение во сне. Сделанная своими руками модель – это внутренний мир её разработчика. Опытные моделисты, глядя на экспонаты, могут понять человека, определить чувства, которые он испытывал во время изготовления.
«Одно дело, из коробок собирать и доводить до ума, – рассказывает Николай Николаевич Акулин, идеолог и основатель миасского военно-технического клуба «Держава» – Другое дело, всё делать своими руками. Например, превращать шестиколесный БТР в четырехколесный, используя чертежи, обычный циркуль и линейку. Хотя сегодня большинство моделистов в совершенстве владеют программами 3D моделирования и проектирования. Это быстрее».
Сам Николай Николаевич потратил на сборку перспективного российского танка «Т-14 Армата» в масштабе 1:35 почти год, успев сделать за это время шесть БТР, три «Пантеры» восемь «Тигров» и шесть «Королевских тигров». Причин несколько: сначала решался вопрос, как это сделать, потом – просто надоело:
«Возишься-возишься, видишь, что прогресс минимальный. Надо что-то другое сделать. Это как у писателей, необходимо отвлечься: положить начатое «в стол» и переключиться на что-то другое. Потом вернуться и оценить своё детище со стороны».
Другое дело диорамы – несколько моделей фигур и техники, объединенные общим сюжетом. Это могут быть кадры Второй мировой войны, истории в жанре « фэнтези», обычная жизнь. И чем качественнее проработана композиция, чем достовернее она смотрится, тем лучше. Кирилл Чирков из Челябинска несколько лет увлекается изготовлением диорам. Вместе с отцом они продумывают идею, затем покупают готовые наборы и отдельные элементы (машины, пехоту, снег, например) и дорабатывают.
«Многое делаем сами, – рассказывает Кирилл. – Подставки выпиливаем из пенопласта, траву – из мягкого поролона, которым набивают диваны, песок и камни берём на улице. Все части красим модельными красками и покрываем специальной грунтовкой из баллона. Клей не используем. Модельки человечков «присаживаем» на макет на предварительно нагретые иголки».
У каждого моделиста в запасе есть свои секреты изготовления потрясающих диорам, моделей автомобилей, военной техники. Одни используют 3D принтер и лазерную резку, другие – полиуретановую смолу и клей, третьи смешивают рельефные пасты, песок и акриловые краски для получения реалистичных деталей (луж, грязи). Окрашивание также весьма разнообразно. Это и аэрограф со специальными красками, и акриловые, и автомобильные краски.
Андрей Усольцев, пенсионер пожарной охраны, делает удивительные копии пожарных машин. Причём многие из его моделей – те, на которых он выполнял профессиональный долг. Часть экспонатов переделана из ракетной установки «Эльбрус», в других применяется пластик и пластиковые прутки. Масштаб моделист вычисляет, лазая с рулеткой по машине.
Стендовый моделизм настолько разнообразен, что вместе с наземной техникой соседствуют корабли и лайнеры, а рядом с самолетами можно встретить модели для страйкбола 1:1, фигурки из «Звездных войн» и даже барона Мюнхаузена. И в каждой номинации выявляется победитель. Рассказывает судья Илья Стерликов:
«Нас интересует, в первую очередь, окончательный результат. Ведь на изготовление одной модели можно потратить столько времени, а получить лишь что-то по мотивам Стараемся оценивать комплексно: качество сборки и исполнения, покраску и соответствие оригиналу. В номинации «фэнтези» дополнительно смотрится идея (моделист должен обосновать, что он собрал). В номинации «диорама» оценивается сюжетность, логичность, проработка. Одно дело, просто насыпать солдатиков и сказать, что они воюют. Другое – увидеть во всём этом глубокий смысл».
Не учитывалось лишь одно – время, потраченное участниками на изготовление модели «с нуля» и «из коробки». Подобная оценка, по мнению педагогов дополнительного образования, ведет к искажению самой сути моделирования. Ребёнку проще взять готовый набор, собрать его и покрасить. А где работа руками? Где настоящий предметный мир, который можно потрогать. Ведь это так важно сейчас, в эпоху, когда наша жизнь постепенно переходит в виртуальное пространство, на экраны.
«К сожалению, десять лет назад ребята были более терпеливые, – рассказывает Олег Сергеевич, педагог дополнительного образования по направлению судомоделизм из Каменск-Уральского. – Меньше было интернета, телефонов, меньше отвлекались. Могли делать более сложные вещи. Сейчас в основном идут покупные модели. А это упрощает работу. Бывает, семиклассники не могут собрать простейшие модели из дерева: просто «стопорятся» на узелках, не умеют завязывать».
В рамках выставки участники пообщались друг с другом, посмотрели на другие модели и смогли посетить научные лаборатории ЮУрГУ по направлениям: мехатроника, суперкомпьютерный центр, ПЛАН В – автоматизированные системы управления, боеприпасы и взрыватели.
Больше фото смотрите в фотоальбоме.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ