02.10.2019
В советских школах присутствовало разграничение по классам в связи с наклонностями детей. Нас тестировали и определяли в гуманитарии, физмат, естественно-научное направление. Дабы облегчить выпускникам школ сдачу экзаменов и ориентировать их в будущую профессию. Сейчас реалии повседневной жизни заставляют наших детей все делать раньше — получать знания, осваивать навыки и опыт. И часто у родителей намного раньше, чем в старших классах, встает вопрос о так называемой профориентации их любимого чада.
Что же такое профориентация?
Профориентация в психологии — очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии. На основании исследований Парсонса было дано следующее определение профориентации: «Профессиональная ориентация — это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором профессии».
Климов же дал такое определение профориентации: Профориентация есть комплекс «социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование у личности профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. По своему содержанию она психолого-педагогическая по сфере действия социальная, а результаты сказываются на экономической жизни общества» [Климов Е.А.,1983,Псих. и пед.,№2,с.18].
В любом случае, профориентация направлена на складывание у личности признания в профессиональной сфере, обнаружение способностей для той или иной сферы деятельности. То есть совокупность экономических, социальных, медицинских, психологических действий. Принято считать, что в профориентацию входят и профконсультация, и профотбор.
Профессиональная ориентация имеет своей целью оказание помощи школьникам и абитуриентам в выборе учебного заведения и специальности. Основными формами профориентации выступают профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде и профессиональное консультирование. И об этом мы можем говорить уже с цельными личностями в старшей школе.
А как быть до этого? Можно ли направить умения ребенка на данный выбор раньше?
Всё зависит от нескольких факторов. От развития личности самого ребенка, его интересов, учителя и школьной среды, от наличия дополнительного образования и развития в досуге ребенка. Постараемся рассмотреть эти аспекты более детально в серии статей. Следите за новостями.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ