+7 (900) 029-50-10 ДЮТТ
+7 (904) 808-60-10 Кванториум Челябинск
+7 (3519) 33-07-37 Кванториум Магнитогорск
+7 (351) 369-08-13 Кванториум Златоуст
+7 (35163) 2-45-85 Кванториум Троицк
+7 (351) 394-33-03 Кванториум Копейск
+7 (35160) 2-25-76 Кванториум Пласт
+7 (35134) 4-22-81 IT-Куб Южноуральск
+7 951 806 3486 IT-Куб Сатка
+7 (3519) 33-08-08 IT-Куб Магнитогорск
+7 951-787-67-82 IT-Куб Кыштым
+7 (35146) 92 716 IT-Куб Снежинск
+7 9000 670 186 IT-Куб Миасс
+7 (351) 218-11-16 IT-Куб Челябинск
+7 (919) 111-20-76 IT-Куб Трехгорный

Подрастают инженеры: модернизация предприятий Южного Урала глазами детей

Подрастают инженеры: модернизация предприятий Южного Урала глазами детей

В Челябинске на площадке Южно-Уральского аграрного университета прошел региональный этап профориентационного конкурса «Инженерные кадры России». Это, пожалуй, единственный всероссийский чемпионат, объединяющий детей, предприятия и технологии вокруг решения реальных производственных задач. В чем секрет успеха и зачем ребятам создавать проекты для промышленного сектора экономики, читайте в нашей статье.

В этом году движению «ИКаР» исполняется 10 лет. За это время сложилась многоступенчатая система отбора лучших проектов, сформировался пул предприятий, готовых курировать новые команды и участвовать в воспитании достойных инженерных кадров, пришло понимание необходимости ранней профориентации детей со стороны профтехов и вузов, усилилось внимание общественных организаций и промышленных ассоциаций.

С каждым годом «ИКаР» становится ярче и интереснее. Совершенствуется программа, усложняется формат проведения, теперь он включает конференции, круглые столы, зрелищные мастер-классы, растет количество участников. Если в прошлом сезоне за победу в региональном этапе боролись 16 команд из 10 муниципалитетов, то в этом заявки подали 380 команд из 36 муниципальных образований. В результате серьезного отбора в финал вышло более 100 команд.

«Соревнования «Инженерные кадры России» помогают детям, начиная с детского сада, определиться с будущей профессией, а промышленному сектору решить проблему кадрового голода — считает Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества Челябинская область. — Участники не просто знакомятся с предприятиями региона. Они изучают технологические процессы, взаимодействуют с кураторами – начальниками цехов, ведущими инженерами, техниками, а затем предлагают свои решения по автоматизации участков производственных линий, повышению безопасности производства, роботизизации монотонного труда».

Каждая представленная на конкурс конструкция создана по техническим заданиям компаний-партнеров и моделирует реальный производственный участок. Будь то макет автоматизированного швейного производства для фабрики «Кыштымский трикотаж», отбраковщика неполных упаковок воды для компании «Ниагара» или модель гусеничного погрузчика и мобильной гидравлической погрузочной машины для Ашинского металлургического завода. Но есть и иные разработки, например, такие как проект для «L-радио», выполненный воспитанниками IT-куба г. Сатки.

«Это своего рода Алиса для любителей одной-единственной радиоволны, которую можно слушать везде, где есть вайфай, – поясняют авторы проекта Данил Лапшин и Виль Королев. Корпус портативной станции напечатан на 3D принтере, а сама она состоит из обычного динамика, платы, батареек, переключателя для регулировки громкости, включения и выключения и порта для зарядки. Кстати, если поменять в нашем радио всего лишь один параметр, можно будет прослушивать любую радиостанцию, если у вас есть ссылка на ее эфир».

По словам Сергея Волченко, заместителя директора Регионального центра технического творчества и организатора соревнований, цель конкурса — влюбить детей в реальное производство, познакомить их с представителями предприятий, колледжей, вузов, чтобы остановить отток квалифицированных инженерных кадров из региона:

«В жизни многих успешных людей есть человек, который сопровождает их, начиная с раннего возраста. Своего рода наставник, помогающий виртуозно решать самые сложные задачи и определяющий жизненные приоритеты. Конкурс дает возможность найти ребятам таких наставников из числа промышленных предприятий, создать проект под их кураторством и получить оценку компетентного жюри с точки зрения точности и приближенности к производству».

В этом году участниками соревнований стали чуть больше 50 промышленных компаний Южного Урала. По их заказу юные инженеры и конструкторы занимались автоматизацией производства катушек индуктивности для электронных плат, создавали прототип автоматической линии розлива масла, модель производственной линии для изготовления валенок. Поддержать ребят и посмотреть их выступления приехали представители ПАО «ЧМК», ПАО «ЧТПЗ», АО «ЧРЗ «Полет», ЧТЗ УРАЛТРАК, общественной организации «Союз машиностроителей России», промышленной группы «Конар», Тайгинского горно-обогатительного комбината и ряда других.

По словам руководителя аппарата Челябинского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России» Оксаны Знаменской, существующая на данный момент схема профориентационной работы в школах и детских садах не работает. Госзаказ влечет необходимость массовой подготовки специалистов, а программы обучения пока не соответствует современным стандартам:

«Следует не только изменить законодательную базу, например, продумать дополнительные бонусы и привилегии для абитуриентов, которые планируют остаться в регионе. Желательно создать единую систему профориентационной работы, включив в нее всех заинтересованных игроков: бизнес, образовательные учреждения, реальный сектор экономики».

Пока дети демонстрировали свои проекты, эти и другие вопросы, касающиеся острой нехватки инженерных кадров, обсуждались в рамках делового круглого стола, за которым собрались представители промышленного сектора, профтехов, вузов, школ и системы допобразования региона. По мнению Владислава Халамова, именно соревнования «ИКаР» предлагают посмотреть на процесс профессионального самоопределения детей под другим углом:

«Сегодня квалифицированному специалисту недостаточно только компетенций по своему направлению. Требуется любовь и увлечение профессией, глубинные знания технологии производства и отличные коммуникативные навыки. Много лет мы развивали в детях яркую индивидуальность и лидерские качества, совершенно забыв о командообразовании и умении работать в коллективе. А без этого никуда. Я считаю, что единственной возможностью подготовить хорошего инженерно-технического специалиста было, есть и остается его воспитание с детского сада. И кто знает, может быть, через несколько лет сегодняшние участники закончат школу и придут работать на те самые предприятия, производственные процессы которых они так стараются автоматизировать».

В течение дня, в перерывах между защитами проектов все желающие могли посетить мастер-классы, которые подготовили студенты и преподаватели ЮУрГАУ. Школьники побывали в лаборатории зерноуборочной, на выставке редких видов цветковых растений, посмотрели зерноуборочные комбайны, понаблюдали за процессом работы сельскохозяйственных машин, оценили качество обработки почвы и даже попробовали себя в роли операторов зерноуборочных комбайнов и легковых автомобилей.

«Конкурс очень понравился, — поделилась своими впечатлениями Лариса Животкова, воспитатель детского сада № 50 г. Челябинска. — Мы выступили с проектом «Сыроварня» по заказу компании «Краснопольский сыровар». Дело в том, что в нашем детском саду воспитанники плохо едят сыр, но любят сырки в шоколаде. Так родилась идея сделать сыр в мармеладе или сырный леденец. Фишкой проекта является процесс «леденизации», когда трехосный робот-манипулятор берет с конвейера прессованный сыр, обмакивает его в варочный котел с мармеладной массой и отправляет в холодильную камеру. Все производство дети разместили на крыше небоскреба, решив таким образом проблемы энергосбережения».

По итогам соревнований победителями стали:

ИКаР-Техноквант

  • 1 место – Филиппов Никита, Королев Виль, Лапшин Данил, ЦЦОД IT-куб, г. Сатка
  • 2 место – Масленников Дмитрий, Фальков Кирилл, МБОУ Лицей 120, г. Челябинск
  • 3 место – Кузьмин Кирилл, Бородин Демьян, Кузьмин Макар, Семёнов Ростислав, Лычагин Андрей, Вечканов Юрий, ЦЦОД IT-куб, г. Южноуральск

ИКаР-Классик

  • 1 место – Кислин Иван, Апанович Михаил, Васильев Вадим, Постоногов Максим, Ярушин Владислав, г. Челябинск
  • 2 место – Низяков Кирилл, Галимов Никита, Важенин Максим, Белуха Егор, Казанович Владимир, Арчибасов Георгий, г. Челябинск
  • 3 место – Зайцев Никита, Коршин Демьян, Климов Степан, г. Магнитогорск

ИКаР-Профи (АГРОТЕХ)

  • 1 место – Шарандак Дмитрий, Сычугов Александр, Денисов Алексей, Чванов Артём, п. Рощино
  • 2 место – Абдулвалеева София, Магасумова Лиана, Сыщенко Глеб, Хасанов Эльдан, Ямалитдинова Оксана, п. Ишалино
  • 3 место – Кинжабаев Арслан, Тимирбаев Самат, Лагутин Ярослав, Борисова Екатерина, с. Аргаяш

ИКаР-Профи (СоюзМаш)

  • 1 место – Пронин Павел, Дроздов Роман, Андреев Георгий, Лашманов Александр, Пикаревский Денис, г. Челябинск
  • 2 место – Красников Егор, Поляков Никита, Хрущелев Карен, г. Озерск
  • 3 место – Свиридов Данил, Анфалов Иван, Баженов Артем, Корыстин Михаил, Смирнов Максим, г. Челябинск

ИКаР-Дебют

  • 1 место – Завьялов Иван, Водянникова Ксения, Обиход Максим, Черный Роман, Денисенко Марк, Хивинцева Екатерина, г. Челябинск
  • 2 место – Варенов Никита, Перетрухин Георгий, Шеметов Кирилл, Мамонтов Дмитрий, Антонов Андрей, Доронин Иван, г. Миасс
  • 3 место – Мкртчян Левон, Фёдоров Кирилл, Сеничев Глеб, г. Челябинск

Ну и, конечно, наши самые маленькие участники в категориях ИКаРенок и ИКаР-Старт традиционно все победители, каждый в своей номинации.

Поздравляем!

Все фотографии можно посмотреть в альбоме.


Справка

«Инженерные кадры России» — линейка всероссийских соревнований, направленных на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий. Проводятся в категориях: ИКаР-ДЕБЮТ, ИКаР-КЛАССИК, ИКаР-ТехноКвант, ИКаР-СоюзМаш, ИКаР-ICL, ИКаР-РЖД, ИКаР-СТАРТ, ИКаРёнок. Организатором отборочного этапа выступает Региональный центр технического творчества Челябинской области.

Написать сообщение

Оцените от 1 до 5

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Остались вопросы по качеству обучения?

Вы можете задать их любым удобным для вас способом:

Приемная директора

Обратиться

Позвонив по телефону +7 9000 295 020

Отправить на e-mail pismadir@robo74.ru

Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией

Оценить качество

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?