16.03.2020
На прошлой неделе в Самарском национального исследовательском университете им. Академика С.П. Королева прошел третий (финальный) этап всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей с международным участием «Спутник». В этом году конкурс проводится уже 4-й раз. Задачи конкурса — популяризировать космическую отрасль, вовлечь как можно больше детей в техническое творчество, привлечь внимание детей к актуальным вопросам развития космической отрасли через трансляцию сверстникам своих исследовательских проектов.
В этом году финалистами конкурса стали два воспитанника детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск — Андрей Мазнин (Промробоквантум, проектная группа) и Лия Павлова (VR/AR-квантум, проектная группа).
Как все начиналось
Свое участие в конкурсе ребята начали еще в октябре. Тогда, на первом этапе с более чем десятком воспитанников технопарка и несколькими сотнями участников из самых разных регионов, им предстояло ответить на вопросы теста, посвященного авиации, ракетостроению, космонавтике. Во втором этапе конкурса ребятам предстояло написать творческую работу или выполнить научно-технический проект по одному из 5 направлений:
Научно-технический проект Андрея Мазнина был посвящен разработке планетохода для обеспечения выполнения предполагаемых задач миссии (перевозка экипажа, выработка электроэнергии, исследовательская деятельность, технические операции), проект Лии Павловой — созданию аэропорта будущего.
«Точка кипения»
Третий этап конкурса был уже очным и проходил на базе Самарского национального исследовательского университета им. Академика С.П. Королева в Самаре. Открытие третьего этапа прошло в «Точке кипения» — площадке для развития проектов Национальной технологической инициативы (НТИ), открывшейся в Самарском национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева совсем недавно — 19 октября прошлого года.
«Точки кипения», активно создающиеся сейчас во многих вуза страны, — развивающее пространство, удобное для совместной работы над проектами будущего. Каждый может организовать здесь независимое и бесплатное образовательное событие или принять в нем участие. Высокая плотность событий, вовлечение лидеров и талантов дают возможность участникам быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников, учиться и учить, менять жизнь университета, города, региона, страны и мира к лучшему.
Именно так — как на лучшее будущее страны, а также как на своих будущих абитуриентов — смотрят организаторы конкурса «Спутник» на его участников.
Защита
Целью третьего этапа была очная защита научно-технических проектов и творческих работ участниками перед компетентным жюри, состоящим из научных сотрудников университета и представителей ракетно-космической отрасли.
С защитой ребята справились! В секции робототехники жюри отметило высокий уровень работ среди участников, некоторые разработки получили рекомендацию на патентование. Но любая защита — это не только презентация проекта, вопросы, которые задаешь ты и которые задают тебе, а еще это обмен знаниями и наработками, что тоже очень ценно!
Погружение
С самого начала появления конкурса организаторы ставят перед собой задачу не только провести очную защиту исследовательских работ участников, но и познакомить их с научным подходом к современному освоению космоса и другим стратегически важным для России сферам, дать участникам интенсивный курс по основам космонавтики, робототехники, авиации, двигателестроения, информационных технологий и смежным дисциплинам, сформировать команду, которая затем отправится в Крым — брать новые высоты в МДЦ «Артек».
В течение 2-х дней третьего этапа у финалистов была насыщенная программа. Ребята побывали в:
В центре беспилотных систем (ЦБС) участники конкурса воочию увидели, какие беспилотные летательные аппараты создают студенты университета и сотрудники центра. Среди них переносной комплекс воздушного наблюдения «Бумеранг», беспилотный авиационный комплекс «Фотон», беспилотный авиационный комплекс мультироторного типа «Индиго», беспилотный авиационный комплекс «Фотон-электрический». Узнали, для каких целей их можно использовать. Например, для поиска пропавших людей и даже коров, для анализа поверхности и создания 3D моделей местности, для проведения аэрофотосъемки и мониторинга, в том числе экологического — отслеживания мест несанкционированного складирования мусора. Особенно ребят впечатлило то, что уже на третьем курсе университета студенты проектируют системы автопилотирования, а выпускной квалификационной работой может стать создание своего беспилотного летательного аппарата. Забежим немного вперед и выдадим важный секрет: на четвертом этапе, который пройдет в МДЦ «Артек», победителям конкурса по направлению «Авиационная техника» предстоит собрать свой «беспилотник».
Еще одна модная сейчас тема — наноспутники. Ребятам посчастливилось наглядно увидеть процесс их сборки.
На кафедре автоматизированных систем энергетических установок участники конкурса познакомились с промышленными роботами и студенческими работами.
В сети детских технопарков «Кванториум» при работе над кейсами и проектами активно применяются аддитивные технологии. Лаборатория аддитивных технологий самарского национального исследовательского университета специализируется на 3D печати металлических изделий, 3D печать фотополимеров, литье.
После второго дня у финалистов появился особенный повод для гордости. Им была предоставлена возможность посетить супер-нано-техно-вау место от РКЦ «Прогресс» — экспериментально-испытательный комплекс-3.
Немало нового узнали финалисты конкурса из научно-популярной лекции «Роботы в цифровом мире» президента Самарского университета, академика РАН Виктора Сойфера. Были затронуты очень актуальные темы:
Очень серьезные, совсем не детские вопросы задавали ребята спикеру. Робобудущее только начинается, и всё самое интересное ждёт нас впереди, и всем, связанным современными технологиями, найдется, куда приложить свои силы – таким был лейтмотив лекции.
Среди прочих активностей третьего этапа конкурса отметим:
Что дальше?
Четвертый, заключительный этап конкурса, пройдет в апреле этого года в Крыму — в МДЦ «Артек». Всем победителям конкурса — участникам тематической космической смены в МДЦ «Артек» «504 часа — полет нормальный» предстоит пройти еще один курс молодого учетного. Ребята будут заниматься в 5 мощных лабораториях, организованных университетом в МДЦ «Артек» по направлениям:
А некоторым победителям конкурса, которых рекомендует жюри, в МДЦ «Артек» ждет участие в суперфинале конкурса — проекте «Просто космос». Ребятам нужно будет выступить с докладом по своей работе в жанре научного Stand Up уже перед другой аудиторией — артековцами и почётными гостями мероприятия.
Если конкурс вас заинтересовал и вы планируете участие в следующем году, следите за новостями конкурса на сайте конкурса или в официальной группе ВКонтакте.
Кстати, «Спутник» — не единственный конкурс, проходящий под патронатом Самарского национального исследовательского университета: есть еще конкурсы «Десять в минус девятой» и «Универсум» для гуманитариев. С такими же чудесным бонусом как поездка в МДЦ «Артек».
Юлия Мазнина
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ